god semi v rossii

Детский лепет всегда вызывает положительные эмоции. Особенно – у родителей, но также и у посторонних людей. И так и хочется «лялякающему» малышу что-нибудь, да ответить. Но все это умиляет до поры до времени, и в какой-то момент мама может понять (или услышать из-за спины), что уже давно пришло ребенку время разговаривать, а он кроме слогов ничего не знает. 

Своевременное обращение к логопеду может решить многие, если не все трудности в развитии речи. А своевременное развитие может и вовсе предотвратить появление каких-либо проблем. Несомненно, нужно идти вторым путем. Тем более что именно он столь интересный и захватывающий для самих же родителей, что подарит вам исключительно незабываемые моменты общения с вашим малышом.

Начинайте с рождения

Конечно, все мы знаем, что ребеночек слышит звуки и узнает родные голоса еще в утробе матери. И общение с ним уже в этот период очень благотворно сказывается на связи между ним и родителями в будущем. И на его развитие в том числе. Но если говорить об общении именно с ребенком, а не с плодом, то и в этом случае ждать нечего – начинайте с рождения.

Младенцы быстро растут и развиваются и, в отличие от животных, особенно активно эти процессы проходят в мозгу. Пусть новорожденный еще не умеет различать цвета и четко видеть лица, но уже прислушивается к звуку, реагирует на него ведением глаз по комнате, как бы ищет источник, взмахивает ручками или же напротив – замирает, вслушиваясь в голос, кажется, всем своим телом. Ему явно нравится слушать, поэтому следует уже с рождения разговаривать с малышом много, но ласково и спокойно. К четырем месяцам пассивный слушатель становится активным оратором: он начинает гулить. Распевание звуков является отличной тренировкой и разработкой артикуляционного аппарата. Ребенок экспериментирует с произношением звуков и их сочетаний, а также пытается выразить с их помощью свои эмоции. Очень важно оценить его старания, не оставлять без внимания эти «выступления». Участвуйте в разговоре, превращая его в диалог. Повторяйте услышанное, переспрашивайте, восторгайтесь – ребенок должен знать, что вы его слышите, понимаете, и вам это нравится. 

Уже сейчас можно начать обучение. Если ребенок с удовольствием распевает песенку «ди-ди-ди», предложите ему изучить новую: «на-на-на».

  Первые уроки 

Очень скоро пение звуков превратится в произношение конкретных слогов. С 6 до 12 месяцев ребенок активно лепечет, начиная с самых простых для него сочетаний: ма-ма-ма, та-та-та, да-да-да, ба-ба-ба. Поначалу они ровным счетом ничего не обозначают, кроме непосредственно речевого развития крохи. Но ближе к году он четко понимает значение и разницу между ма-ма и ба-ба и называет так конкретных людей, то есть маму и бабушку. 

Как только малыш активно залепетал – время проводить первые уроки. Для этого самым лучшим образом подойдет прослушивание сказок. Начинайте с очень коротких фрагментов в несколько минут. Это должна быть простая сказка с чтением и пением. Вы должны понимать, что когда малыш занят игрушкой, он «не слышит». Поэтому подбирайте подходящее для прослушивания время досуга, которое будет одним и тем же изо дня в день. Не удивляйтесь, что поначалу он, возможно, не будет обращать на звучащую сказку никакого внимания. За вторым-третьим разом малыш не просто вслушается в рассказ, но и будет реагировать на услышанное. Правда для этого следует приглашать его к совместному прослушиванию: повторяйте мяуканье или жужжание, звучащее на записи, подпевайте песенку, и тогда ребенок будет участвовать в занятии и очень скоро запомнит весь сюжет сказки. Тогда можно продлевать прослушиваемые фрагменты, задавать ему вопросы: ой, что сейчас будет? кто прискакал? 

В период с 6 месяцев до года очень важно, чтобы ребенок много слушал. Не умаляйте значение простых коротких сказок, общайтесь с ним вне занятий – такими же короткими и простыми предложениями, но несомненно правильно произносимыми. Сюсюканье с детьми недопустимо, если вы хотите, чтобы у них формировалась правильная грамотная речь. Поэтому сразу говорите ребенку «машинка», а не «масынка»; «хороший», а не «халёсий». 

Маленьким деткам очень нравятся короткие стишки и песенки. И даже если ребенок еще не разговаривает, он уже может запомнить стих. Проверьте: рассказывайте ему один и тот же стишок в течение какого-то времени, и однажды «забудьте» правильное окончание строки – малыш тут же отреагирует на ошибку. 

  Комментируйте действия и задавайте вопросы

После года словарный запас маленького говоруна будет стремительно расти. В этот период он активно пытается подражать всем словам и звукам, которые слышит. Задание родителей – комментировать. Сопровождайте словами все, что вы с ребенком видите и делаете. И старайтесь, чтобы эти предложения были максимально короткими и понятными, однако выражали причинно-наследственную связь: «Мы идем в магазин. Купим Саше молоко», «Мама варит суп. Оля будет кушать», «Светит солнышко. На улице тепло».

Старайтесь не давать ребенку много информации сразу: все постепенно. Сначала ознакомьте его с одним понятием или предметом. Когда ребенок будет узнавать и называть его – только тогда начинайте изучать свойства и характеристики. Например: «Это машина. Машина большая. Машина синяя. Как едет машинка? Б-р-р-р, да машинка едет, б-р-р-р. Машина может возить людей и груз. Посмотри: машина везет песок деткам». 

Не забывайте о том, что любое занятие с ребенком, в том числе и развитие речи, имеет самый больший эффект в форме игры. Показывайте ему картинки в книжке, на кубиках, на карточках, покажите, как едет машинка, играя с ним в песочнице. 

Уже начиная с периода гуленья, задавайте ребенку вопросы в ответ на его «рассказ»: «Правда? Что ты говоришь? До чего же интересно! А потом что?». Позже, когда ребенок начнет не только произносить слова, но и соединять их в простые предложения, также не забывайте об этом. Очень полезно ставить вопросы к прочитанной сказке или описанной картинке: «кто испек колобок?», «где стоит чашка?». Это важно не только в смысле обучения разговору, но и для умения связно мыслить и описывать происходящее, что в будущем может быть очень затруднительным для ребенка. Так что уже сейчас учите его пересказывать сказки и описывать картинки – даже трудно описать, насколько это полезно!

  Не стесняйтесь кривляться

Чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался быстрее и легче, ему следует в этом помочь. Пока еще дело не дошло до обязательных логопедических занятий, и чтобы оно к ним и не дошло, разрабатывайте артикуляцию сами. Весело и полезно просто кривляться перед зеркалом, вытягивая язык вперед, пытаясь достать им до носа или подбородка, скручивая в трубочку или трепеща им, как крылом. Старайтесь, чтобы в игре были задействованы и язык, и губы, и зубы. Полезно перекатывать языком по щекам, как будто бы у вас во рту орешки. Или цокать им, будто бы едет лошадка. Почаще складывайте губы трубочкой. Деткам очень нравиться задувать свечи и дуть мыльные пузыри – можно убить сразу двух зайцев: и играть, и разрабатывать артикуляцию. 

  Пусть работают пальчики

О значении развития мелкой моторики известно уже давно и много. Не пренебрегайте им и вы. Ведь мелкая моторика и речь непосредственно связанны между собой!

При этом не нужно заваливать детскую дорогостоящими «развивалками». Нет ничего интереснее для детей, чем взрослые вещи. И самой настоящей лабораторией в этом смысле может стать ваша кухня. Тем более что это очень удобно: пока вы заняты обедом, малыш развивает мелкую моторику и учится говорить. Он работает пальчиками – вы комментируете, не забыли?

Позвольте ему поиграть с крупами – это неописуемо полезно и занятно! Дайте возможность помесить тесто, полепить из него, позапускать ручки в муку или сахар. Хорошо бы обеспечить его самыми разными вещичками: по форме (продолговатые, длинные узкие, квадратные, круглые, плоские), по размеру (большие, маленькие, средние, мелкие, крупные), по структуре (шершавые, гладкие, ребристые, мягкие, пушистые). 

Абсолютно все детки любят крышечки, которые можно закручивать и откручивать, а также пуговицы. Только следите за тем, чтобы малыш не наелся чего или не засунул себе в нос или ухо – они ведь экспериментируют! И не следует переживать из-за беспорядка на кухне – это такая мелочь по сравнению с познавательным процессом!  

Хотелось бы еще отметить, что маленьким деткам не следует покупать электронных игрушек. Кубики, мячики, куклы и машинки, разные зверюшки – лучший выбор для развития речи и мышления. В таком случае ребенок становится активным участником игры, имеет возможность побывать в разных ролях, исполнять разные действия и сопровождать их словесно. А электронные игрушки все делают сами, без участия ребенка. 

  Оценочная шкала

Сколько слов должен знать нормально развивающийся ребенок? Эти параметры очень индивидуальны, но ориентироваться все же можно на некоторые данные. Обычно, к первому году жизни детки осваивают около десятка простых слов (мама, папа, дай) и звукоподражаний (ж-ж-ж, у-у-у, ав-ав, ку-ку). А если с ребенком общаются и он гармонично развивается, то к 1,5 годам он может освоить от 20 до 100 слов, а к 2 годам – 100-300 слов! Однако внимание следует обращать не только на количество и темпы освоения новых слов, но и на качество их произношения, особенно после двух лет. 

Важный момент. Вначале дети разучивают звукоподражание (б-р-р-р) и только потом – слово, его обозначающее (едет). Чтобы он вовремя мог переходить от одной формы выражения к другой, всегда называйте предмет или действие в ответ на произнесенный ребенком звук. Услышали звук поезда, и ребенок тут же произнес «ту-ту!» - подтвердите: «да, ту-ту, поезд поехал». Также просите произносить просьбу вслух и не заменять слова действиями. Если малыш показывает пальчиком на дверь, то попросите: «Говори «хочу гулять». Или же если тянется к вам рукой, чтобы что-то взять, прокомментируйте: «Скажи «дай мне печенье».

Обратите внимание на правильное называние слов. Речь идет именно о слове, а не о его звуковом восприятии. К трем годам ребенок должен уметь произносить слова правильно. Ошибки и запинки в труднопроизносимых звуках в это время во внимание еще не берутся: неправильное произношение звуков [р], [л],[з], [с], [ж], [ш], а также сочетания нескольких согласных оцениваются уже в дошкольном возрасте, поскольку речевой аппарат в 2-3 года еще не развит в достаточной степени. Тем не менее, с трех лет ребенок должен называть слова, а не звукоподражатели или так называемые «контуры»: не «исипед», а «велосипед»; не «ав-ав», а «собачка». Поэтому уже с двух лет следите за чистотой речи. Также обращайте внимание на неправильную замену букв и перекручивание слов, всегда повторяйте за ребенком правильный вариант. Однако берите во внимание, что длинные труднопроизносимые слова ему еще не под силу.

Логопеды советуют вести дневник новых слов и звукоподражаний, осваиваемых вашим ребенком. И тогда можно будет легко видеть тенденцию к увеличению их числа или замирание процесса на месте. Это поможет своевременно выявить трудности в развитии речи и предпринять необходимые меры для их преодоления. 

Желаем вам успехов в столь занятном и важном деле!

 

© CopyRight Детский сад создание сайта: «Меридиан»